Рекомендации педагогам © Ясли-сад № 5 г.Ганцевичи

 

↓A↑

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКИЙ САД №5 Г.ГАНЦЕВИЧИ"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

© copyright

 

Рекомендации педагогам


Для успешной интеграции ребенка с расстройствами аутистического спектра в коллектив сверстников необходимо пройти несколько этапов:

1. Предварительный этап (беседа с семьей, сбор информации о ребенке).

2. Подготовительный или адаптационный этап (адаптация ребенка к новым условиям, установление контакта, преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций (негативизма, страха и пр.), формирование положительных эмоциональных контактов между ребенком и новым взрослым, формирование и закрепление элементарных коммуникативных навыков)).

3. Углубленная диагностика в рамках индивидуальных (игровых) сеансов.

4. Проведения индивидуальных занятий с ребенком с расстройствами аутистического спектра (расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире; формирование целенаправленных предметных действий; коррекция и развитие коммуникативных навыков, познавательной деятельности, речи в рамках индивидуальной программы и пр.)

5. Занятия в мини-группе (формирование навыков опосредованного взаимодействия детей в мини-группе)

6. Занятия в расширенной группе с параллельным частичным включением ребенка с расстройствами аутистического спектра в группу сверстников.

7. Полное включение ребенка с расстройствами аутистического спектра в группу сверстников.

Главной задачей обучения детей с расстройствами аутистического спектра является максимальная интеграция его в общество и воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников.

Педагогу необходимо установить предварительный контакт с ребенком с РАС, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника. Основное правило – не торопиться, не навязываться, но постараться увидеть его встречное движение и адекватно на него ответить. Не надо торопиться переходить к другим формам взаимодействия. Важно чтобы ребёнок сначала «обжил» саму ситуацию установления контакта, опробовать свою способность вызвать другого человека на общение. Когда эмоциональный контакт  ребёнком установлен, то необходимо постепенно переходить к взаимодействию с ним.

Успешность совместной деятельности педагога с ребёнком с РАС будет зависеть от правильно организованного учебного пространства. На первом этапе работы по формированию стереотипа учебного поведения учебное пространство организуется таким образом, чтобы ребенок не отвлекался от выполнения заданий.

Основной принцип организации рабочего места – ограничение пространства. На этом этапе парта или рабочий стол находится непосредственно у стены, на которой закреплена доска. Ребенка сажают лицом к доске, а взрослый находится позади него, осуществляя необходимую помощь. Таким образом, непосредственного социального контакта и коммуникации не происходит, и ребенок полностью концентрируется на выполнении учебного задания. На следующем этапе парта отодвигается от стены, а взрослый перемещается в зону видимости ребенка и занимает положение между доской и партой. На этом этапе социальное взаимодействие усиливается. Ребенок учится перемещать и распределять внимание между учебным заданием и педагогом.

Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Детям с расстройствами аутистического спектра рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

Иногда ребенку с расстройствами аутистического спектра необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

Для улучшения пространственно-временной ориентации ребенка расстройствами аутистического спектра необходима терпеливая работа педагога. Для детей с расстройствами аутистического спектра необходимой является, прежде всего, визуальная поддержка и опора на зрительный анализатор. Визуальная поддержка – это использование картинок или других наглядных предметов, для того чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или списки.

Отдельная задача в организации учебной деятельности ребенка — это работа над созданием внешних маркеров и правил жизни в классе и на уроке в частности.

Необходимо составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Самый главный внешний маркер изменений последовательности действий, уроков – это визуальное расписание.

Начало работы по расписанию осуществляется на индивидуальных занятиях. Используя расписание при работе с детьми, имеющими расстройствами аутистического спектра, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными. Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения.

2. Увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка.

3. В расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности нужно помещать в конец расписания в качестве подкрепления / вознаграждения.

4. При выполнении заданий необходимо соблюдать последовательность, указанную в расписании. Искажение последовательности – недопустимо.

5. Ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе.

6. Выполнение всех заданий, включенных в расписание, – обязательно. Занятие заканчивается только после завершения последнего задания.

7. При работе по расписанию перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности ребенку показывают фотографию (карточку) с соответствующим изображением так, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием. После выполнения каждого очередного задания из расписания убирается соответствующая фотография (карточка). Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему.

Сначала расписание должно включать только два любимых ребенком вида деятельности. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы ребенок понял, что он должен выполнить два вида деятельности последовательно. Затем составляется расписание, включающее три вида деятельности. На этом этапе в расписание уже можно включить один вид деятельности, к которому у ребенка нет выраженного интереса.

Важно, чтобы последнее задание было ребенку интересно. Тогда у него будет мотивация для продолжения работы по расписанию.

Постепенно, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, количество заданий увеличивается, а занятия усложняются.

Затем осуществляется постепенный переход на групповую форму работы. Составление и использование расписания на групповых занятиях осуществляется аналогично.

Педагогу нужно установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);

- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;

-  разрешать переписывать контрольные работы;

- принимать работу позже установленного срока;

- не сравнивать ребенка с расстройствами аутистического спектра с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития.

8. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где ребенок с расстройствами аутистического спектра  наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.

9. У педагога должно быть четкое понимание, что ребенку с расстройствами аутистического спектра важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

10. Критерием успеха в обучении детей с расстройствами аутистического спектра является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации.

11. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками.

Но не стоит ждать, что он станет «как  

ПРОВЕДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР

Твоя ладошка, моя ладошка

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...»

Ладушки

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...»

Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.

Мы на лодочке плывем

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

Покачнулись ты и я...

Покатаем мячик

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

На пузырь я посмотрю и потом его словлю!

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

Бумажный листопад (снегопад)

Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».

Мой кубик, твой кубик...

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

 

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

Кто сильнее подует?

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

Снежки

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.

Молоточек

Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для ребят.

Занавесочка

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

Колокольчик

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:

использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

 

 

 

 


 

Тел.: + 375164667862, e-mail: ddu5@gancevichi.edu.b

Ответственный за сайт: Кононович Галина Сергеевна

регистрационное свидетельство №2141917871 от 11.03.2019

 

 

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)