Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности.
Задачи:
- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;
- развивать интерес к представителям живой природы;
- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.
Оборудование и материалы:
Глобус;презентация с изображением животных, обитающих в жарких странах;
детали животных в количестве более, чем присутствует детей на занятии, фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон; дидактическая игра-презентация «Угадай, кто?», настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т.д.; запись песни «Африка», игровой музыкальный массаж–упражнение «У жирафов…».
Предварительная работа
- Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
- Беседы о животных разных стран, обитателях Африки;
- Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
- Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;
- Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Доброе утро ребята!
В нашей группе все друзья
Я, ты он, она
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Улыбнись соседу слева
Улыбнись соседу справа
Я, ты он, она
Все мы дружная семья!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель:– Дети, я считаю, что сегодня необычный день. И все, что сегодня будет происходить в группе, будет необычным. А о чем будем вести беседу, вы узнаете из игры «Да-нет». Далее педагог обращает внимание детей на предметы, расположенных на столе.
( На столе 7-9 предметов, разложенных в линию, симметрично вверху, внизу, справа и слева, в центре). Детям необходимо отгадать предмет, который задумал воспитатель. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Предметы: кукла, машинка, конструктор, глобус, мяч, книга, пирамидка и др.
Воспитатель: – Я загадала предмет. Догадайтесь, какой это предмет, вы можете задавать мне вопросы, но я буду отвечать только словами «да» или «нет».
Дети: – Этот предмет находится вверху?
Воспитатель: – «нет».
Дети: – Этот предмет расположен внизу?
Воспитатель: – «нет».
Дети:– Этот предмет лежит справа от машинки?
Воспитатель: – «нет».
Дети: – Этот предмет может прыгать?
Воспитатель:– «нет».
Дети:– Этот предмет находится в центре?
Воспитатель: – «да».
Дети – Этот предмет имеет круглую форму?
Воспитатель: – «да».
Дети:– Это глобус?
Воспитатель: – «да».
Воспитатель: Правильно, это глобус – модель Земли. И сегодня с помощью глобуса мы будем путешествовать? Согласны? Тогда я вам предлагаю вместе со мной отправиться в заочное путешествие? А куда мы отправимся, догадайтесь сами, отгадав загадку.
- Самый теплый материк живописен и велик.
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян.
Дети: Африка.
Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе? Давайте вместе рассмотрим глобус и вспомним континенты мира (Америка, Антарктида, Австралия, Азия, Европа, Африка)
Но прежде чем отправится в увлекательное путешествие, необходимо вспомнить все то, что мы знаем об этом материке.
Беседа об Африке - Вот посмотрите еще раз на глобус. Скажите, каким цветом обозначена Африка на глобусе? Почему именно жёлтым? Правильно, большая часть территории Африки покрыта песками.
Дидактическая игра «Выбери животных жарких стран»- Перед вами разложены картинки с изображениями разных животных. Вам необходимо собрать только животных, обитающих в жарких странах.Назовите, ребята, ваших животных.
Воспитатель Отлично. Нам необходимо вспомнить правила поведения в дикой природе. А поможет нам в этом игра «Да-нет» (либо просто определить правила)
- Будем любоваться природой? (Да)
- Громко кричать? (Нет)
- Наблюдать за животными издалека? (Да)
- Мусорить в природе? (Нет)
- Будем уважать дикую природу? (Да)
- Дразнить диких животных? (Нет)
- Будем любопытные и внимательные? (Да)
- Будем вместе дружить и играть? (Да)
Воспитатель: - Молодцы. А теперь запоминайте волшебные слова и повторяйте за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
( Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)
Физминутка:
Дети в Африку попали (идут по кругу)
Всем об этом рассказали (поворот головы друг другу)
Дети рано по утру скачут вместе с кенгуру (прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)
Дети на слоне катались, и ничуть не испугались (сидя на корточках, покачиваются)
Дети вместе с обезьяной ловко лазят по лианам (движение «лазание по канату»)
Дети быстро побежали, даже зебру обогнали (бег друг за другом по кругу)
Дети подошли ко льву, и уселись на траву (сесть, согнув ноги в коленях)
Льва за ухом почесали (имитация)
И домой все побежали (бег, переходящий в ходьбу)
Воспитатель:
Вот мы и в Африке.
Давайте отгадаем загадки о здешних животных и вспомним интересные факты о них. Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный (Лев).
Львы-хищники. (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
Львы уничтожают больных животных).
Воспитатель: (следующая загадка)
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета
Угадайте, кто же это? (Зебра)
Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.По рисунку детеныш зебры узнает свою мать.
Воспитатель: ( О ком же следующая загадка?)
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше. (Слон)
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
О слоне: С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
Воспитатель: А вот следующая загадка.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный(бегемот).
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
они питаются водными растениями; они могут плавать, будто подводная лодка.
- У большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).
- Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы. Столько интересного знаете о животных Африки. Я предлагаю сегодня познакомиться с необычным обитателем (смотрим презентацию про верблюда)
(Детям предлагается опыт).
Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке»
- Дети, а хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? Тогда возьмите палочки фломастера. (Педагог подготавливает заранее фломастеры, где с одной стороны фломастер острый, а с другой – вставлен кусочек поролона.) Возьмите стаканчики с песком, представьте, что это пустыня. Нажмите на песок острым концом, что происходит. Правильно, фломастер проваливается. А теперь нажмите на песок другой стороной фломастера. Что происходит? Правильно, вот копыта верблюда, благодаря своим подушечка и не проваливаются в песок. Вот как много мы сегодня с вами узнали нового.
Воспитатель: - А теперь давайте отдохнем.(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…»)
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.( Е.Железнова)
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.Показывают части тела).
Воспитатель: из Африки нам прислали подарок-картину с африканским пейзажем.Что здесь изображено?
(Дети: «Солнце, пальмы, водоём, трава»)
- Кого нет на этой картине? (животных) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного, которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами). Когда ваши животные будут готовы, вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных.
(Дети выбирают подносы с деталями животных, рассаживаются за столы, на которых стоят клей, кисти, лежат фломастеры, клеёнки, салфетки.)
Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий:
1. Выложить изображение;
2. По очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;
3. Затем, когда всё животное будет наклеено, примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова);
4. Украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т.д.)
5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.
По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.
Воспитатель: Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
В жарких странах(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу).
Носороги
(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы).
Просто ходят по дороге.
(Руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты.
(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы).
Львы выходят на охоту.
(Раскрывать пальцы веером).
Крокодилы,
(Раскрывать соединенные у запястий руки).
Обезьяны,
(Руки приставить к голове, показать «уши»).
Зебры – жители саванны.
(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»
движения по столу вперед).
И тропические птицы
(Большие пальцы обеих рук переплести между собой взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему тут подивиться.
(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз).
Воспитатель: (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном, которое он создал сегодня.
(Каждый ребёнок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ), что будут говорить дети. Мне очень понравился лев, потому что и т.д.
Воспитатель: - Наше путешествие подходит к концу.
Волшебный глобус я кручу,
Попасть обратно я хочу!
(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)
Воспитатель: - Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке). Что вам запомнилось?
Воспитатель произносит слова:
Давайте беречь от невзгоды любой,
Большой и доверчивый шар голубой .
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету большим хороводом.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!